Долинские новости

Туалеты на сахалинских трассах сделают по проекту "ЖБИ на два очка"

Вечный вопрос установки туалетов на трассе Южно-Сахалинск — Оха озвучили накануне на профильном комитете в областной думе. Тему во время обсуждения пятимиллиардных поправок в бюджет подняла депутат от КПРФ Наталья Ждакаева.
Наталья Ждакаева
Наталья Ждакаева

— Помните, когда мы перераспределяли доходы, май, по-моему, или июнь был, и прозвучал вопрос о деле чести минтранса? Вот я хочу министра транспорта сегодня спросить, как обстоят у нас дела с туалетами на трассе Оха — Южно-Сахалинск? На пять миллиардов у нас увеличились доходы. Нашлось ли хоть немножечко денег на туалеты?
— А мы же на прошлом уточнении предусмотрели, — ответила министр финансов области Анна Харченко.
Ждакаева сказала, что помнит об этом, и что на столе у нее лежит проектная документация, в которой очаги придорожного комфорта значатся не иначе как "ЖБИ "Туалет на два очка".
Формулировка изрядно насмешила участников заседания.
— Ей-богу, так и написано, — сказала депутат. — Честно говоря, я сначала подумала, что это описка и так далее, но действительно ГОСТами принято называть эти сооружения именно так. То есть это объект именно в таком виде, в каком стоит перед городом Макаровым. Железобетонное сооружение с этой вот дыркой, извините меня, на которую хлорки не хватает. Вообще ужасно, просто ужасно.
Понятно, продолжила депутат, что выделены площадки, готовы проекты. Это хорошо. Кажется, мы начали маленькими шагами двигаться к комфорту и культуре. Но если уж в области наконец озаботились этим вопросом, то не лучше ли сразу делать приличные туалеты, а не "ЖБИ "Туалет на два очка"?
— Дырка — и стенки вот эти. Даже без дверей, с боковым таким заходом. Ну как? Будет у нас хоть какое-то усовершенствование, скажите пожалуйста, — взмолилась Ждакаева.
— Радует то, что мы начинаем такие детали обсуждать, потому что, видно, мы дороги уже все построили, раз переходим к детализации, — попробовал отшутиться глава минтранса Сергей Садовников.
Он признал, что проблема существует. Привлекательность дороги действительно в большой степени зависит от инфраструктуры. С этого года минтранс начал заниматься вопросом более плотно.
— К сожалению, не мы пишем стандарты и не мы обозначаем такие ЖБИ с двумя, так сказать, месторасположениями, поэтому мы пользуемся той терминологией, которая предусмотрена при разработке проектно-сметной документации, — сказал Садовников.
Вопрос комфортности сейчас прорабатывается. Многие вещи, считает министр, нужно отдавать на откуп бизнесу, поэтому во Взморье для реализации "туалетных дел" планируется привлечь внебюджетные источники. Идея — поставить не только туалет, но организовать оказание комплексных услуг, чтобы человеку было куда поставить машину, где отдохнуть в пути, вымыть руки, выпить кофе и т. п.
Таких пилотных проектов на сегодня два: кроме Взморья еще и Ильинское. По дороге Южно-Сахалинск — Оха работа будет продолжаться. Пожелания насчет повышения комфортности туалетов обещают учесть, но нужно понимать, что это повлечет и повышение цены. Видимо, это если и будет, то уже в следующий раз, потому что деньги, выделенные предыдущими поправками, уже в работе, процедуры запущены, и час, когда ЖБИ со страшным названием займут позиции на трассе, уже неминуемо приближается.
— Вы говорите о пилотном проекте во Взморье, но в технической документации я прочитала, как выглядит этот объект, — не оставляла тему Наталья Ждакаева. — Это обычный контейнер. Я так думаю, это комфорт по-русски, вы уж меня извините. А стоимость пилотного проекта — полмиллиона рублей. 549 тысяч, по-моему, если мне не изменяет память. У нас был круглый стол, на котором предприниматели демонстрировали нам, как выглядят условия, к которым мы все стремимся, посещая другие страны. Почему же наш комфорт при таких деньгах ограничился контейнером с рукомойником?
— Мы начинаем хоть с чего-то, — ответил Сергей Садовников. — Вас не устраивает ЖБИ на два очка — вот мы поставим контейнер, который более-менее комфортен.
Министр добавил, что сейчас прорабатывается вопрос предоставления бизнесу земельных участков вдоль трассы, а дальше бизнес сам будет создавать оазисы для отдыха.
Садовников подчеркнул, что это будет происходить без привлечения бюджетных средств. Непонятно только, почему ранее сообщалось, что на обустройство площадки во Взморье из бюджета планируется выделить 16 млн 197 тыс. рублей.
И, если уж речь идет о дорогах, можно добавить, что объем бюджетных ассигнований дорожного фонда области на этот год предлагается уменьшить на 679,4 млн рублей, после чего он составит 11,3 млрд.

141 18050 3